Блог о йоге и йогатерапии с видео и анонсами семинаров | статьи и упражнения по йога-терапии

Блог о йоге и йогатерапии с видео и анонсами семинаров | статьи и упражнения по йога-терапии

Всё о занятиях йогой, йога-терапии, семинарах, видео по йоге и практиках саморазвития

Рассылка:

Айенгар - вся правда о виньясе

Б К С Айенгар в СукхасанеЗдравствуйте, уважаемые читатели, поздравляю всех с Новым Годом!

Желаю крепкого здоровья на долгие годы и успехов во всех начинаниях!

Сегодня хотел предложить вам отрывок из письма, опубликованного в News - журнале Oxford Iyengar Yoga Institute летом 1996. Статья вошла в переведенный на русский язык сборник "Аштадала-Йогамала.Том I".
В этом письме широко известный мастер йоги Б.К.С. Айенгар излагает свои взгляды на практику виньяс. Так же им представлена классификация последовательностей асан. Как обычно очень прямо и открыто, что свойственно этому мастеру йоги.


Есть только одна йога

Йога одна. Так, есть асана, но люди дают ей различные имена и формы. Ничего такого не существует, как виньяса йога для аштанга йоги и это неправильно называть йогу, как виньяса йога.


Прошу прошения за сомнения, которые возможно поднялись в умах практикующих. Не делайте йогу дешевым продуктом для продажи под различными именами и брендами!

Все тексты по йоге показывают, что средства и цели йоги неизменны. Они были такими в прошлом, такие же и сейчас и будут такими же в будущем.

Достижение /процесс/ конечного состояния асаны может быть названо виньясой, и только.

Даже восемь аспектов йоги, которые носят названия - яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, не что иное, как виньяса крама логично классифицированная Патанджали.


Я начал обучение у моего гуру, так же как обучались другие его ученики. Он никогда не называл практику виньясы, как виньяса йога. Он никогда не говорил, что обучает аштанга йоге. Он всегда упоминал о той самой практике, как о йоге патанджали.


Во время практики асаны, пранаямы или дхьяны - тело, ум и интеллект /разум/ должны тренироваться, тонизироваться и сонастраиваться, так, что они начинают излучать ритмичные вибрации и правильную модуляцию, как антенна, которая улавливает новости, и может передавать их, когда правильно настроена частота.

У них есть свой собственный модус функционирования и мы, как садхаки, должны распознать его.


Значение понятия "виньяса"

Слова "виньяса" состоит из двух частей - "ви" и "ньяса". "Ви" значит разделение или разбивка. "Ньяса" - размещение или укладывание. "Виньяса"  имеет значение разбивать или разделять и укладывать в определенном порядке.

Это метод систематизирования или способ надлежащего расположения.

В системе практики асаны, пранаямы и дхьяны, должна рассматриваться идея о необходимых усилиях, что должны быть сделаны, и затем определенное поведение, соединение и реализация должны иметь место.

Через виньясу можно найти организованный практический подход - в начале каждой стадии, в каждом шаге и на каждой остановке.

Виньяса крама

В 30 и 40-х годах 20 века Гуруджи (Кришнамачарья) учил в йогашале, a так же в других местах, вхождению в асану путем выполнения виньясы. В это время он часто устраивал "йога туры", с подачи патрона Шри йогашалы махараджа Майсора, тогда он был молод, да и мы были в расцвете сил.

Он учил нас асанам в связке с широко известным Сурья намаскар /приветствие солнца/. Но по сути Сурья намаскар - это и есть асаны. Асана, такая как - Урдхва Хастасана, Уттанасана, Чатуранга Дандасана, Урдхва Мукха Шванасана и Адхо Мукха Шванасана /смотрите рисунок внизу/, были соединены различными способами на пути к основной позе.

Для примера, чтобы выполнить Пасчимоттанасану, нужно было выполнить Самастхити, Урдхва Хастасану, Уттанасану, Чатуранга Дандасану, Урдхва Мукха Шванасану, Чатуранга Дандасану, Адхо Мукха Шванасану, Лоласану, Дандасану и наконец, Пасчимоттанасану. Выход из асаны сопровождался зеркальной последовательностью до Самастхити.

Сегодня этот способ практики асан в последовательности или виньяса крама широко известен как "джампингс" /посмотрите рисунок/.
Последовательность йога асан

Начиная с 1937 года, когда я жил в Пуне, и до 60-70х годов, я преподавал этот метод в различных образовательных учреждениях.

Детям и молодым нравиться такой стиль практики, они наслаждаются его быстротой, резвостью, скоростью и разнообразностью.

Но в конце 40-х Гуруджи отошел от него. В моем случае, я продолжил следовать данному стилю, потому, что в то время я обучал в школах, колледжах, давал уроки кадетам National Defence Academy - я следовал ему, так как это было необходимо. В институте /главный центр в Пуне/ мы даже сейчас продолжаем использовать данный метод для детских классов и иногда для других.

Но он не практикуется на постоянной основе. В детском классе я часто использую виньяса краму. Если, я должен погрузить их в глубину асаны, то я сохраняю их энергию от "джампингс" и заставляю их сконцентрироваться на частях тела, участвующих в асане, и побуждаю задействовать ум, наполняя их тела знанием глубины.

Я обучал, так называемой, виньяса йоге на протяжении многих лет, так как моим юным ученикам нужна была мощь, сила и выносливость. Когда, те же самые ученики достигали 35-40 лет, они были измучены данным методом и начинали сваливать. Из-за большого оттока практикующих, я был вынужден изменить мой способ практики и преподавания с чисто физического уровня на изучение более глубоких аспектов йоги.

В те дни Пуна /йога центр/ была храмом физкультуры, и это было знаменитым местом по выпуску спортсменов.

Практикуя виньяса краму, люди с диабетом, с давлением, гиперактивностью, разболтанными нервами и проблемами спины ощущали жар в глазах и ушах.

Затем я подумал, что если я буду продолжать в том же направлении, то такая йога долго не просуществует. Так, я прекратил давать им виньясу, что, безусловно, положительно сказалось на их практике - они не задыхались, не уставали, а самое главное перестали добавляться проблемы со здоровьем, которые появлялись после йоги с виньясой.

Я начал исследовать внутреннее, скрытое тонкое тело и стал объяснять моим студентам искусство внутреннего наблюдения и осознавания -  взамен прыжков в виньясе.


Это зажгло интерес и собрало новый импульс для практики йоги и заслужило уважения. В молодые годы  на демонстрациях по всему миру, я делал практику с виньяса крамой - показывая внутреннюю экспрессию и динамизм. Я очаровывал зрителей. Шло время, и я стал показывать несколько асан с прыжками, а затем давал объяснения о внутренних аспектах практики. Публика начала умолять меня давать все более подробные объяснения.

С тех пор, я начал делать демонстрации и лекции все больше о уме, разуме и сознании, и о том, как они преломляются в теле в различных асанах. Я хотел бы определенно признать, что я подтолкнул слушателей к познанию данного предмета, и затем замотивировал их познать истинную глубину - все это добавило уважение данному искусству.


Так, мое устоявшееся мнение насчет джампингс в асанах - прыжки работают на уровне физики или на внешнем уровне тела и, что виньяса это последовательность для достижения завершающей или конечной формы асаны. Любой, кто делает джампингс, сосредоточен только на этом, потому, что его ум будет прыгать и двигаться, а не сосредоточен на осознавании и исследовании темных уголков тела. Для меня центрированность - есть стабильность, а проникновение в темные уголки тела - просветление.

Даже, в этом подходе проницательности, есть виньяса крама, но она применяется в другом ментальном состоянии и отношении. По средствам этого подхода концептуальный ум и разумность вместе с энергией /прана/ и осознаванием /праджня/ накапливаются в системе в различных аспектах человеческого существа последовательно и постепенно.

К тому же, виньяса крама не обязательно быстрые движения с джампингс /прыжками/ Сурья Намаскар. Это можно выполнять и с медленными движениями тоже. К примеру, вам нужно принять Саламба Ширшасану /стойку на голове/ - можно подготовить себя к перевернутому положению путем выполнения последовательности асан - Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Прасарита Падоттанасана/наклон из положения стоя с широко разведенными ногами/, Джану Ширшасана /наклон из положения сидя - голова к колену/, Пасчимоттанасана /складка сидя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/. После того, как время выдержки Ширсасаны подойдет к концу, можно повторить последовательность в обратном порядке.

Этот вид виньясы осознано подводит к Саламба Ширсашане /смотрите рисунок/, подготавливая на физическом и ментальном уровнях.

Путешествие в обратном порядке, после завершения основной асаны, поддерживает ощущение покоя и спокойствия. Помимо этого, подготовительная последовательность помогает тем, кто физически слаб, страдает высоким давлением или проблемой с глазами.

С другой стороны, Адхо Мукха Врикшасана /стойка на руках/, Пинча Маюрасана /стойка на предплечьях/ оживляют нас перед Саламба Ширшасаной/ - смотрите рисунок.
Энергичный подготовленный вход в стойку на голове

Когда основная асана практикуется с виньяса крамой - это называется сампутана крия - упаковка /смотри рисунок/.
Последовательность асан йоги

Висаманьяса крама

В противоположность виньясе, есть понятие - висаманьяса. Висаманьяса - значит расположение в разрозненном или непринятом порядке. Безусловно, что это не лишено логики. Точнее, это метод вызова. В нем асаны из разных категорий соединяются вместе без прерывания потока движений. Для примера, Эка Пада Ширшасана /нога за головой/ и различные вариации, выполненные в потоке, носят название - градхана стхити /завязывание тела в узел/. Эта серия выглядит так: Эка Пада Ширшасана из положения сидя /упавиштха стхити/, Скандасана /наклон или пасчима пратана стхити/, Бхайравасана /лежа на спине или супта стхити/, Кала Бхайравасана или Чакорасана / баланс на руках или пхуджатоласана стхити/, Дурвашасана /стоячая или утиштха стхити/, Ричикасана /уттиштха пасчима пратана стхити/ и так далее - смотрите рисунок.


Последовательность йога асан

Смешанную группу асан так же можно назвать как последовательность висаманьяса. К примеру, Тадасана /гора/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Парипурна Навасана /лодка/, Уткатасана /поза стула/, Уштрасана /поза верблюда/, Капотасана /поза голубя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/ и так далее - смотрите рисунок.
Последовательность поз йоги




Так как у детей гибкое тело, то они наслаждаются практикой в таком стиле - когда смена асан в последовательности связана с вызовом. Мой гуру просил меня практиковать асаны именно в этом ключе. Он просил исполнить Саламба Ширшасану /стойку на голове/ и внезапно прыгнуть в Натараджасану /поза великого танцора/.

Виньяса и висаманьяса классифицируются, как вилома, анулома и пратилома

Виньяса и висаманьяса снова классифицируются, как вилома, анулома и пратилома. Вилома виньяса значит последовательность с равными промежутками. В вилома виньясе асана, принадлежащая к такой же классификации, связывается с выбранной асаной, как например, Джану Ширшасана /наклон голова к колену/ - Пасчимоттанасана /складка в наклоне сидя/, Трианг Мукха Экапада Пасчимоттанасана /наклон сидя к трем точкам/ - Пасчимоттанасана, Ардха Баддха Падма Пасчимоттанасана /наклон с полулотосом/ - Пасчимоттанасана, Упавишта Конасана /наклон сидя с широко раскрытыми ногами/ - Пасчимоттанасана и так далее - смотрите рисунок.


Последовательность йога позиций

В вилома висаманьясе практикуемая асана применяется, как разделитель или ее можно классифицировать как противоположную к отдельно выбранной асане. Это значит делать наклон, а после него прогиб /пасчима пратана стхити и пурва пратана стхити/, последовательность, такая как Пасчимоттанасана - Урдхва Дханурасана /мост/, Пасчимоттанасана - Уштрасана, Пасчимоттанасана - Дви Пада Випарита Дандасана /прогиб с опорой на голову и предплечья/ - смотрите рисунок.

Последовательность йога позиций

Ранее я объяснял последовательность асан ведущую к Саламба Ширшасане и обратно. В том методе есть пратилома виньяса и анулома виньяса. Путешествие от Адхо Мукха Шванасаны к Саламба Ширшасане есть пратилома виньяса /действие против потока/. Это есть восхождение или неестественный порядок, напротив от Саламба Ширшасаны к Адхо Мукха Шванасане - анулома виньяса /идущая естественно/ или в привычном порядке. В пратилома виньясе практика проходит в восходящем порядке, а в анулома виньясе в нисходящем.

Для того, чтобы принять продвинутую асану, вы идете от простого к сложному. Это путь подзарядки тела, жизненной энергии, ума, органов чувств, и прокаливание разума и эго /сознание "я"/называется пратилома виньяса; напротив возвращение от сложной к простой асане, когда все системы погружаются в умиротворение, носит название - анулома виньяса.

В этих случаях планка активности или пассивности в теле поднимается или опускается, что помогает приоткрыть горизонты ума. Часто на регулярных классах и обычной практике вы могли отметить, что начинается класс с простой позы, а затем постепенно доходят до закрученной сложной /это процессе пратиломы/ и далее идет «падение» и возвращаетесь к простой /процесс ануломы/.


Виньяса есть в пранаяме и дхьяне

Практика пранаямы то же практикуется в таком же ключе. Удджаи /победоносное дыхание/ с попеременным нормальным дыханием носом или Вилома пранаяма /неестественное дыхание/ практикуется с попеременным циклом Удджаи /несколько небольших вдохов, затем один выдох/.


Даже, в Дхьяне все равно случается перемещение или дрифт сознания, и требуется его подпитка. Патанджали напоминает нам о мантра джапе /рецитации мантр/, о секретном звуке Аум /Ом/. Он говорит о важности знать и прочувствовать его значение. Читта прасаданам или подходящее расположение и присутствие сознания во время медитации /дхьяна/ должно быть сделано как виньяса. Тем не менее, во время дхьяны виньяса проявляется как утонченная и едва уловимая. Она не может быть исполнена на грубом уровне.

Оставаться статичным в динамизме действия

Студенты йоги должны помнить, что виньяса это не просто быстрые мобильные движения в асанах. Это процедура построения себя. Быстрые и грубые движения восхищают молодых, которые продвигаются через них. Если практик удовлетворяется грубым уровнем, используя только внешнее тело, без проникновения вовнутрь, то такая практика, безусловно, помогает, но на определенном уровне она становится йогой удовольствия /преяс йога/. Чему я учу и что сам практикую - это исследование утонченности и устойчивости в каждой асане.  Поэтому, это благостная йога /шреяс йога/. Давайте не допускать увлечение движением, а оставаться статичными в динамизме действия.


Мы все обучались этому методу от нашего гуру, и никогда не было никаких разделений в обучении. Упомянутый выше метод - для молодежи, чтобы стимулировать их интерес и сделать их мужественными и стойкими. Второй метод - это искусство сублимации эго и дорога к прогрессу разума.

На видео показана демонстрация с виньясами Б.К.С. Айенгара, есть еще несколько видео, где мастер исполняет практику ну, очень похожую на  аштанга виньяса йогу.

Смотрите мои видео программы по йоге.
Книги Б.К.С. Айенгара можно посмотреть здесь

Магазин товаров для йоги с доставкой



Комментарии:

Комментарии  

 
#3 Guest 29.03.2014 07:41
Комментарий был удален администратором
 
 
#2 Oleg Kunchog 03.01.2012 09:24
Spasibo uvajaemaya
redakcija! Vam tak je
pozaravlenija s Novim
Godom peredaet X - Cook
( Andrew Rybokon' ) a
nine Bhante Ratanasila s lesnogo monastirya na Sri
Lanke! On obeshaet tut do
2015 sidet' a potom poidet
peshkom domoj cherez
Kitaj i Koreya Tak 4to vi
ego uvidite i smojete ocenit' ego enlightment!

Олег! Если он домой хочет, то ему в другую сторону, хотя кто знает, земля же круглая :))
Цитировать
 
 
#1 Света 01.01.2012 21:41
Леша, поздравляю тебя с Новым годом! Удачи и здоровья тебе и твоим близким! Большое спасибо за статью! Книги Айенгара и Гиты являются у меня настольными. До сих пор не могу понять, в них кроме асан здорово изложена практика и праноям, и мудр, и бандх, при этом, даже ведущие преподаватели йоги Айенгара в Москве, в своих классах об этом ничего не говорят, будто и не знают о том. Загадочное несоответствие книг и практики. Что касается виньяс, А. Сидерский тоже высказывался против них, как против довольно опасной практики для поясници.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить